Мы часто используем такие слова как стигма, стереотипы. И сейчас, на волне все более образованного и современного общества, готового отстаивать своё право на индивидуальность, они стали более понятны, применяемы в повседневной жизни. Но мой опыт жизни с ВИЧ – заболеванием, связанным с кучей ярлыков и мифов – показал, что есть ещё одна сторона понятия «стигма» – это самостигма. Это очень коварная штука, связывающая руки, мешающая развиваться. В какой-то момент я стала замечать, что многие ограничения в моей жизни – это барьеры, выстроенные мною самой из-за того, что я заранее решила, что мне это не позволено, потому что есть диагноз «ВИЧ-инфекция».
Например, когда узнала о диагнозе несколько лет назад, ограничила себя в выборе гинеколога, потому что мне проще ходить к специалисту, принимающему в СПИД-центре. И не важно, устраивают меня качество его услуг или нет. Важно то, что я как будто спасла себя от «предполагаемой» негативной реакции того специалиста, который по моему мнению обязательно отказал бы мне в услугах в случае раскрытия диагноза. Так было несколько лет. Страх что меня оттолкнут, обидят, отвернутся, ограничивал моё окружение, мои желания, моё право на получение качественных профессиональных услуг у выбранного мною специалиста.
Ещё я знаю многих женщин, которые из-за страха быть отвергнутыми своим партнёром либо очень долго скрывают свой положительный статус, либо ограничивают круг ВИЧ-положительными мужчинами, под влиянием социальных стереотипов приписывая себе негативные качества, считая себя «бракованными». Это часто грозит тем, что женщина готова терпеть насилие со стороны партнёра, потому что страх перед одиночеством сильнее страха унижения.


Любовь Чубукова: «Главное – преодолеть страх и начать жить!»
Что мне помогло справиться с самостигмой? Это, в первую очередь, положительный опыт обращения к непрофильным врачам, не работающим в СПИД-центре, которые чаще всего абсолютно адекватно реагировали на мой диагноз и это никак не сказывалось на качестве предоставляемых мне услуг. То же самое касается остальных социальных контактов. Моё окружение, далёкое от этой проблемы, узнавало о том, что у меня ВИЧ, и это никак не отражалось на нашем дальнейшем общении.
А ещё я перестала считать себя жертвой, потому что это мешает мне жить, заниматься собой, развиваться. Знание своих прав и вера в людей – тоже хорошая поддержка в борьбе с самостигмой. Время вернуть нельзя, надо жить, раздвигая границы, не ограничивать свои возможности (мой опыт говорит, что их предостаточно). Главное – преодолеть страх и начать жить!