Мне очень давно было интересно, чем же занимаются люди в столь таинственном месте, которое позиционирует себя как «документальный театр»? Я знала одно – иду не на спектакль, а на первую короткометражку, незнакомого мне, друга моей подруги.
Подойдя к Казенному переулку и поблуждав в арках домов, меня встретил молодой человек с чашкой чая и немного растерянным взглядом, как оказалось позже, именно он режиссировал то, на что я пришла смотреть.


Режиссёр Михаил Хотеенков перед показом фильма "А ты об этом уже знаешь"
Фото: Предоставлено автором
Мише 22 года, и этим летом он только закончил «Щепку». Звучит, прямо скажем, как диагноз. Разговор, завязавшийся с первых минут моего нового знакомства, дал мне четко понять, что Мише интересен человек, а средство воспроизведения – это лишь средство. Хотел сделать спектакль, а получилось кино? Не страшно! Хотя для меня все же необычным казался тот факт, что актер, да еще и из ВТУ им.
Щепкина, решил стать кинорежиссером, да еще и документалистом. Михаил в этих мыслях меня поправил, сказав, что еще не уверен в том, что он – режиссер-документалист, пока только пробует. Но это было до показа.
Пожалуй, самое странное случилось позже. Я попала на тот момент лаборатории театра.DOC, который называется «Свободный микрофон». Здесь и стихи про холокост, и белки-коммунисты, и Ленин как религия, и обсуждение предстоящего спектакля-перфоманса со слишком провокационным названием, которое произносить как минимум неприлично.
Примерно через час обсуждения самых разных тем самыми разными людьми – свет выключился, а экран включился.
«А ты об этом уже знаешь»


Показ фильма "А ты об этом уже знаешь"
Фото: Предоставлено автором
В жизни каждого человека, в определенный момент, наступает так называемый «Кризис 20 лет», когда ты вроде бы и школу с золотой медалью окончил, и университет. Настает чудесный июльский день и заветный диплом у тебя в руках. А что дальше? Пожалуй, этим вопросом задавались все. Крайне мало людей, которые точно знали, куда им идти и что делать в той самой взрослой и самостоятельной жизни, о которой нам твердят с последнего звонка в 9 классе.
«Для того чтобы значительное произведение тотчас же оказывало свое воздействие вглубь и вширь, должно существовать тайное сродство, более того, сходство между личной судьбой автора и судьбой его поколения» - именно так знаменитый писатель Томас Манн, пишет об этом в одном из лучших своих произведений «Смерть в Венеции».
Затрагивание таких тем в своем творчестве доступно только тем, кто сам оказался на таком жизненном перепутье. Очень сомневаюсь, что даже самый прославленный режиссер-документалист сможет снять столь же чувственный и откровенный фильм, просто потому что он точно знает, он – прославленный режиссер-документалист.
Михаил Хотеенков участвовал в июльской лаборатории театра.DOC, где и познакомился с некоторыми персонажами своего фильма - теми, кто приехал из глубинки в Москву и до сих пор спрашивает себя «А что я здесь вообще делаю?». Люди совершенно разные: у некоторых из них уже есть дети, а другие сами еще дети. Средний возраст участников этого фильма-интервью – 22-23 года.


Режиссёр Михаил Хотеенков
Фото: Предоставлено автором
Ребята говорят о самом важном: семье, любви, работе, друзьях и планах на будущее.
«Моя работа скучная, но я надеюсь в скором времени найти ту работу, которая мне нравится» - одна из тех фраз, произнесенных в фильме, которая объединяет наше поколение немного профессионально-потерянных людей, мы правда готовы до 30 разносить пиццу, лишь бы было на что жить. Звучит, конечно, пессимистично и панически, но излагаю все как есть.
«Я понял, что готов заводить семью и детей еще в 19 лет»
«Ты сможешь это понять, только когда сама станешь матерью»
«Я куплю своему сыну военный билет, и отпущу его в свободное плаванье»
«Мужчина не должен воспитываться женщинами, я в обиде на своего отца»
«Мои родные меня поддерживают, они говорят «пробуй!» и я пробую»


Ангелина Кравченко, автор статьи
Фото: Предоставлено автором
Мысли, вопросы, планы и реалии у всех ребят и правда очень разные, и та откровенность перед камерой, которой удалось достигнуть просто удивительна. В зале присутствовала сестра одной из героинь фильма, и как призналась девушка, она увидела своего родного человека совсем с другой стороны. Возможно, это и есть истинное предназначение творчества подобного рода – переворачивать привычное и показывать истинное.
После показа началось бурное обсуждение. Зрители высказывались, перебивая друг друга, а молодой режиссер, еще по-студенчески поднимал руку, чтобы его увидели и дали слово. Люди разного возраста и социального класса сходились в одном – этому фильму необходимо продолжение. Предложений было море: от фильма о больных детях, до фильма об этих же героях 15 лет спустя. Лично я не хочу ждать 15 лет, чтобы увидеть следующую работу Михаила Хотеенкова, мне хочется, чтобы это случилось гораздо раньше, просто потому что я уверена, что присутствовала при рождении нового имени в российском документальном кино. Человек, у которого «болит» какой-то вопрос к жизни, просто не может снять неправду.