Я думаю об этом постоянно. Каждый раз, переступая порог кабинета в медицинском учреждении, не могу избавиться от страха перед реакцией человека, в белом халате. И зачастую вижу удивление не врача, а того самого представителя общества, который все еще живет в плену мифов и стигм по отношению к ВИЧ-положительным людям.
Поэтому ничуть не удивилась, когда моя ВИЧ – положительная подруга рассказала мне свою историю. Три года назад Надежда (имя, конечно, же, вымышленное, но со смыслом, как мне кажется – Авт.) обратилась в достаточно популярную сеть частных клиник города Алматы, чтобы получить услуги гинеколога. На первом приеме она сообщила свой диагноз. Но услуги за лечение в итоге оказались ей не по карману, и Надежда не стала лечиться в этой клинике.
Прошло время, мою подругу свалил с ног другой недуг: гайморит с осложнением на уши… Финансовое положение на этот раз позволяло обратиться к хорошему частному лору, и Надя опять обратилась в данную клинику. Первый прием прошел прекрасно: врач – шикарный, обслуживание – отличное. Ей стало значительно лучше уже после первых процедур. На этот раз о диагнозе она говорить не стала. На втором приеме как-то сразу почувствовала возникшее напряжение. Врач начала задавать вопросы состоит ли она на учете где либо, и сдавала ли она тест на ВИЧ, обращалась ли ранее в их клинику. Надя догадалась, что, скорее всего ее диагноз был внесен в базу пациентов клиники.
Испугавшись, что сейчас ее начнут обвинять в том, что она скрыла диагноз, она на ходу придумала историю, о подруге, которая воспользовалась ее данными, когда она сопровождала ее к гинекологу три года назад. Так как в данной клинике запись данных пациентов ведется со слов клиентов, это вполне могло быть. Да и подруге Нади в тот момент нужно было скрыть информацию о том, что она обратилась к гинекологу.
В историю Нади поверили. И началось самое интересное. Врач, выдохнув, начала рассказывать о том, что происходило после обнаружения этой информации после первого приема. В первую очередь были тщательно обработаны все инструменты. Имхо, верх непрофессионализма вызывает настороженность, ибо сразу хочется задать вопрос – а что до Нади это оборудование не обрабатывалось? Или обрабатывалось, но не тщательно? Далее врач заявила, что она страдает «ВИЧ-фобией» и ужасно испугалась, когда узнала о ВИЧ-положительном диагнозе пациентки.


Любовь Чубукова, автор статьи
Фото: Предоставлено автором
Чувства Нади в этот момент описать сложно: растерянность, чувство стыда за свою болезнь, которая так пугает «хороших» врачей, злость на себя, на этого врача… Надя не поменяла врача, так как желание выздороветь было сильнее неприязни к неграмотному врачу. Она завершила курс лечения. Сказала спасибо и закрыла дверь кабинета, в который никогда уже больше не вернется…
Пожалуй, я тоже в эту клинику ни ногой. Но все равно как-то не по себе. С одной стороны, сказав о своем диагнозе врачу, я даю полную картину своего самочувствия, какие лекарства я принимаю, чтобы врач смог учесть это при назначении лечения. А с другой стороны я рискую ощутить на себе все прелести стигмы и дискриминации по отношению к ВИЧ. И этот выбор непрост. Каждый раз…